Симферополь, 8 мая. Крыминформ. В период оккупации Крыма немецкие власти создали на полуострове мощный и разветвленный аппарат силовых структур, направленный на подавление противников "нового порядка". В Крыму было организовано около сотни так называемых "мест принудительного содержания" /тюрьмы, лагеря, всевозможные сборные пункты и т.п./, самую печальную известность из которых получил концлагерь, созданный в окрестностях Симферополя на территории довоенного совхоза "Красный". О трагедии, связанной с этим концлагерем, который немецкие оккупанты превратили в настоящую "фабрику смерти", Крыминформу рассказал доктор исторических наук, профессор Олег Романько.
Когда заработал концлагерь в совхозе "Красный" и что он из себя представлял?
Концлагерь возник зимой 1941 года и первоначально играл роль сборного пункта для советских военнопленных. Ближе к осени 1942 года он стал местом заключения "врагов" оккупационного режима: партизан, подпольщиков, членов их семей, советских военнопленных, граждан, попавших в немецкие облавы. И "Красный", и подобные ему учреждения находился под общей юрисдикцией крымского начальника полиции безопасности и СД СС-оберштурмбанфюрера Пауля Цаппа /в мае 1943 года его сменил СС-оберфюрер Хайнц Рох/. Непосредственно лагерем управлял комендант СС-обершарфюрер Шпекман, которому подчинялся охранный персонал из 152-го крымско-татарского батальона Вспомогательной полиции порядка или "Schuma". Среди охранников были представители и других этносов.
В чём трагедия концлагеря в совхозе "Красный" и почему он получил такую печальную известность?
Во-первых, по меркам Крыма он был самым масштабным. За период оккупации через него прошли тысячи людей. Во-вторых, в "Красном" существовал очень жестокий режим. То, как обращались с узниками в "Красном", способы, которыми производились акции уничтожения, позволяют считать это место настоящим "лагерем смерти". Наконец, в-третьих, в силу целого ряда причин, главным образом политических, споры вокруг истории этого концлагеря не утихают и в наши дни.
Одной из таких обсуждаемых тем сейчас является довоенная история концлагеря "Красный". В частности, в последнее время в прессе муссируется информация, что в предвоенное время там якобы существовал "лагерь НКВД". А что собой представлял совхоз "Красный" до немецкой оккупации в действительности?
Совершенно верно, такие вбросы стали активно происходить сразу после того, как в 2012 году было принято решение о строительстве мемориала на месте концлагеря. Определенные политические силы /главным образом из так называемого меджлиса/ сразу стали поднимать вопрос о том, что там должен быть мемориал не только жертвам нацизма, но и сталинизма. К ним присоединились некоторые крымские псевдоисторики. Однако эти потуги были заведомо обречены на провал, так как все разговоры вокруг "лагеря НКВД" – не более чем обыкновенные фантазии. В 1920-30-е годы на этом месте существовал крымско-татарский детский дом "Пастак", потом, собственно, совхоз "Красный". Этому есть масса документально зафиксированных свидетельств как с советской, так и с немецкой стороны. Те же, кто говорил и говорит о "лагере НКВД", ссылаются на каких-то мифических "очевидцев" или занимаются примитивными фальсификациями.
Вы упомянули, что в концлагере существовал очень жестокий режим. Какой была повседневная жизнь заключенных?
Как установила советская Чрезвычайная государственная комиссия, в "Красном" был установлен типичный нацистский режим. При изнурительном и многочасовом труде заключенным выдавалась в сутки одна буханка хлеба на 6-8 человек и один литр "баланды", состоящей из воды, небольшого количества отрубей и перловки. Сам хлеб был недоброкачественный, покрытый плесенью, и выпекался из проса, кукурузы и травы. Чтобы подавить волю узников, нацисты и их пособники заставляли людей выполнять бессмысленную и изнурительную работу: перетаскивать тяжелые камни и землю с одного места на другое и обратно. Тех, кто, по мнению охраны, совершил хоть малейший проступок, избивали палками и специальной плетью из проволоки и бычьей кожи.
Есть ли данные, сколько людей прошло через "Красный" за период оккупации, и сколько из них стали жертвами нацистских преступлений?
Считается, что примерно до второй половины 1943 года из концлагеря даже можно было выйти на свободу. Тем не менее, со временем он превратился в настоящий нацистский "лагерь смерти". Одновременно в "Красном" могло находиться от 6 до 10 тысяч узников. Оккупанты обычно пригоняли сюда группы заключенных численностью от 400 до 2 тысяч человек. Кого-то оставляли для работы, остальных уничтожали /главным образом в урочище Дубки/. Трупы убитых людей закапывались здесь же, на территории совхоза. Также из лагеря систематически вывозились группы по 80-150 человек. Их уничтожали в других местах. Наконец, для устрашения узников лагеря нацисты и их пособники практиковали "профилактические расстрелы" мелких групп от 3 до 5 человек. Эти показательные экзекуции проводились прямо на глазах у других заключенных. Самое массовое уничтожение было организовано 27 октября 1943 года. В тот день погибло около 1500 узников. Всего же за два с половиной года существования концлагеря в нем было умерщвлено разными способами примерно 8 тысяч /по другим данным – около 15 тысяч/ человек.
Когда удалось освободить узников концлагеря?
В ночь на 11 апреля 1944 года нацисты провели последнюю акцию уничтожения в концлагере. Именно в этот день, например, были расстреляны участники подпольной группы "Сокол" и многие другие узники. После экзекуции администрация покинула лагерь, и он прекратил свое существование. А 13 апреля в Симферополь вошли советские войска.
Какова была судьба лагеря после окончания оккупации?
Некоторое время после изгнания нацистов концлагерь в совхозе "Красный" использовался по своему назначению. То есть, он остался "местом принудительного содержания". Летом 1944 года здесь было создано отделение Симферопольского фронтового лагеря, где содержались немецкие военнослужащие, пленённые в ходе освобождения Крыма. И самое интересное, что чувствовали они себя в этом лагере довольно вольготно. Сохранилась любопытная докладная записка Политуправления 4-го Украинского фронта под названием "О поведении немцев в плену в зависимости от форм обращения с ними". Так вот, по свидетельствам политработников, а также немцев-антифашистов из Национального комитета "Свободная Германия", режим в "Красном" был настолько мягким, что военнопленные позволяли себе пререкаться с администрацией, не выходить на работы и вообще вели себя по-хамски. И главное, все это сходило им с рук. Как видите, контраст с оккупационным периодом просто разительный!
Впоследствии лагерь военнопленных был закрыт, и примерно после 1950 года здесь снова появился совхоз.
Романько Олег Валентинович. Доктор исторических наук, профессор. Член Российского исторического общества, Академии военно-исторических наук и Международной ассоциации гуманитариев. Автор 15 монографий и более 150 статей, в том числе по проблеме коллаборационизма. Соавтор презентованной в Крыминформе книги "Лагерь смерти" о нацистском концлагере в совхозе "Красный". Живет и работает в Симферополе.