Симферополь, 12 февраля. Крыминформ. Экс-директор МБУ «Детский парк» Александр Шабанов, обвиняемый в нанесении тяжких телесных повреждений бывшему замдиректора МУП «Объединение парков культуры и отдыха» Олегу Батищеву, впервые с момента драки в мае 2018 года рассказал о произошедшем. Как передает корреспондент Крыминформа, в судебном заседании накануне Шабанов пояснил, что был вынужден защищаться после внезапного нападения Батищева, и нанес удар палкой, вырвав ее из рук нападавшего.
По словам Александра Шабанова, 21 мая он приехал в парк по работе и попытался дать поручение Батищеву, который в своем предприятии отвечал за уборку территории парка им. Гагарина, прилегающей к аттракционам. К этому моменту убирающие в парке мусор компании – «Вектор» и «Авирус» – перенаправляли Шабанова на Батищева, а дворники под влиянием последнего игнорировали все указания.
На мостике через пруд руководители повздорили и по взаимному согласию решили отойти подальше от людей, чтобы разобраться. Шабанов по дороге указывал на плохое санитарное состояние территории. «Подходим поближе, я говорю: «Вот эти ветки». Он поднимает палку, говорит: «Какая палка? Вот эта тебе мешает?» Я чувствую, как он настроен, в глазах неприязнь. Я опешил. А потом он нанес мне удар в грудь кулаком».
Шабанов утверждает, что Батищев еще ударил его ногой, на излете попав в пах, после чего ему удалось вцепиться в палку, которой замахнулся нападавший. Перетягивая палку, дерущиеся поочередно стали наносить друг другу удары кулаками в плечо – видимо, куда дотягивались с учетом необходимости удерживать палку. Экс-директор «Детского парка» говорит, что таким образом они обменялись 6-8 ударами. При очередной попытке Батищева ударить с левой (в заседании выяснилось, что Батищев – мастер спорта по боксу), Шабанов поднырнул под эту руку, вырвал палку, после чего отмахнулся ею от Батищева, попав в тело, однако споткнулся и упал на четвереньки. Сверху на него насел Батищев, придушил и нанес удар в паховую область – после него из-за боли Шабанов запросил остановки схватки.
Экс-директор говорит, что никуда не убегал и, естественно, никаких угроз не выкрикивал – вместе они дошли до самодельной скамейки из бревен, где попытались еще раз переговорить, но из этого ничего не вышло. «Дошло до того, что мне пришлось сказать: «Олег, я тебя уволю». Он говорит: «Ты не знаешь, с кем связался. Я в бандюках был, я тебя сам уволю. И вообще я на тебя напишу заявление сегодня, и посмотришь – ты еще об этом пожалеешь». Я всему этому значения не придал на тот момент».
В этот день Шабанов еще раз, уже по телефону, пытался добиться результата от Батищева, но безуспешно. Батищев в суде факт телефонного разговора отрицал.
По словам Шабанова, 22 мая в парк им. Гагарина ему не удалось попасть из-за сына Батищева Алексея – тот набросился на обидчика отца уже на парковке, пытался вытащить из машины, но Шабанову удалось уехать. А 23 мая, утверждает Шабанов, он видел в парке самого Олега Батищева, но тот на заседании суда 5 февраля отрицал это обстоятельство – якобы не появлялся в парке несколько месяцев с момента драки, а сразу после происшествия был вынужден отлеживаться или ездить по больницам.
Резюмируя свои показания, Шабанов заявил о том, что ему как достаточно успешному руководителю совершенно не нужен был этот конфликт. «Я был уволен, как Олег (Батищев) хотел. Пожалуйста, меня на работе нет, – сказал Шабанов, обращаясь к Батищеву. – Может быть, скажешь правду? Я уже посидел 8 месяцев дома, думаю, достаточно».
При этом Шабанов оплатил материальный ущерб в сумме 71 тыс рублей, который в суде требовал взыскать Батищев. Он также частично признал свою вину, допустив, что действительно мог нанести травму Батищеву, которая в итоге привела к необходимости удаления селезенки, пусть и не он начал конфликт.
В свою очередь Батищев категорически не согласен с показаниями Шабанова и настаивает на верности своих.
На следующем заседании пройдут прения сторон.
Отметим, что ранее на заседании 5 февраля пострадавший Батищев обратил внимание суда на то, что Шабанов имел возможность повлиять на свидетелей, как лично, так и через своего заместителя в «Детском парке», и воспользовался этим. «Я не мог влиять на их увольнение, а вот он мог непосредственно мог влиять на этих людей, – заявил Олег Батищев. – Шабанов все это время спокойно мог оказывать дальше на них давление: через себя, через адвоката – не буду делать какие-то выводы, через кого. Но если давление оказывалось на свидетелей, то оказывалось».
Судья поинтересовался, значат ли слова Батищева, что он заявляет о совершении преступления. «Да», – сказал Батищев, но не смог ответить на вопрос, кто и при каких обстоятельствах нарушил закон. После предупреждения судьи о том, что все показания фиксируются и станут основанием для реагирования в случае выявления фактов уголовно наказуемого деяния, Батищев не стал настаивать: «Это мои мысли».
При опросе Олег Батищев опровергал слова дворника Натальи Шарыгиной, которая утверждала, что 26 мая пострадавший приехал в парк с супругой и в личном разговоре просил ее якобы как свидетеля нападения дать ложные показания против Александра Шабанова. «Я находился на больничном и в этот день 26 мая в субботу меня вызывал на опрос участковый», – рассказал Батищев, уточнив, что к окончанию опроса его состояние сильно ухудшилось – пришлось просить сына отвезти его домой.
После этого прошел опрос еще одного свидетеля со стороны защиты – дворника Елены Килимчук, которая в субботу 26 мая видела разговор Олега Батищева со своей коллегой Натальей Шарыгиной. Килимчук также говорит, что при беседе присутствовала супруга Батищева. «Я вышла кормить птиц и увидела, что Наталья (Шарыгина) сидит с Олегом Викторовичем (Батищевым) на бревне – на бревне обычно собираются, курят. О чем они беседовали, я не могу сказать, – рассказала Килимчук. – Я видела, вроде бы сидела жена (Батищева). Сидела в сторонке».
Батищев в суде также категорически отрицал нанесение каких-либо ударов Шабанову. При этом он утверждал, что знаком с материалами дела, но о телесных повреждениях у Шабанова слышит впервые, хотя экспертиза, зафиксировавшая у Шабанова ушиб грудной клетки слева и мягких тканей паховой области, есть в этих материалах. После этого Батищев снова рассказал о борьбе с Шабановым и допустил возможность травмирования экс-директора, например, при падении, но тут же заявил: «Я его не трогал».
Заседание 9 февраля было посвящено опросу судмедэкспертов. Сначала симферопольский эксперт, освидетельствовавший и Батищева, и Шабанова рассказал о характере травм. Он подтвердил, что травмы у Батищева и Шабанова могли быть получены при обстоятельствах, которые они описывают (напомним, каждый придерживается своей версии). При этом эксперт, естественно, не мог сказать, получены ли они в драке и даже в какой конкретно день получены – например, разбег по гистологической экспертизе, сделанной 29 мая, составляет от 7 до 30 дней.
Далее произошел узкопрофессиональный спор крымского судмедэксперта с коллегой, приглашенным стороной защиты с материка, на тему трактовки приказа минздрава и интерпретации в соответствии с ним травмы селезенки у Батищева, которая привела к ее удалению. Собственно, разбирались в том, относить ли нанесенный ущерб здоровью к средней или тяжелой степени. Позднее суд отказал стороне защиты в проведении повторной судмедэкспертизы.
Шабанов обвиняется по статье 111 части 2 пункту «з» УК РФ (Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия), санкция статьи предусматривает лишение свободы на срок до 10 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет либо без такового.